Россия
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Цель исследования: оценить эффективность применения приемов гигиенического воспитания для профилактики неблагоприятного воздействия внешкольных факторов на здоровье школьников. Материалы и методы: В динамике с 2017 по 2019 гг. в трех образовательных организациях города Астрахани осуществлялось гигиеническое просвещение школьников и их родителей. Оценку влияния внешкольных факто-ров на состояние здоровья школьников проводили на основании риск-ориентированной модели. В анкетировании бланковым методом приняли участие 1 940 астраханских школьников 7–17 лет (878 мальчиков и 1 062 девочки). Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Microsoft Office Excel 2007. Результаты исследования: Установлена при-чинно-следственная связь между возникновением избыточной массы тела, ожирением и нерациональной организацией режима дня школьников в домашних условиях – 95,0 %, RR = 6,40, ДИ = 4,92–8,33, этиологическая составляющая – 67,5 %, чувствительность – 0,889, специфичность – 0,778. Выявлена причинно-следственная связь между возникновением миопии и невы-полнением гимнастики для глаз школьниками в домашних условиях – 95,0 %, RR = 1,80, ДИ = 1,52–2,15, этиологическая составляющая – 26,7 %, чувствительность – 0,750, специфичность – 0,500. Установлена причинно-следственная связь между возникновением заболеваний костно-мышечной системы и использованием обуви, не отвечающей гигиеническим рекомендациям, в том числе вне стен образовательных организаций – 95,0 %, RR = 1,75, ДИ = 1,50–2,00, этиологическая составляющая – 25,0 %, чувствительность – 0,700, специфичность – 0,500. В рамках проводимых мероприятий были сформулированы краткие рекомендации – чек-листы по вопросам рациональной организации режима дня и питания, двигательной активности, ночного сна, организации досуга. Информацию доводили до сведения родителей школьников. Заключение. Определение внутришкольных и внешкольных факторов, установление причинно-следственных связей и оценка возможного неблагоприятного влияния позволят разработать актуальные приемы гигиенического воспитания, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, их гармоничному росту и физическому развитию.
школьники, внешкольные факторы, факторы образовательной среды, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В связи с этим значение гигиенической оценки факторов среды обитания и рисков для благоприятного роста и развития детей школьного возраста представляется особенно актуальным [1–3].
Вместе с тем публикаций о роли внешкольных факторов, возможных рисках их влияния и путях профилактики в литературе представлено недостаточно [4].
Изучение показателей физического развития и состояния здоровья детей и подростков в меняющихся условиях жизнедеятельности и роль в этом процессе факторов внешкольной среды имеет важное значение [5–8].
В этой связи разработка эффективных приемов гигиенического воспитания, оздоровительных программ и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и учитывающих влияние факторов среды обитания, остается актуальной задачей.
Цель: оценить эффективность применения приемов гигиенического воспитания для профилактики неблагоприятного воздействия внешкольных факторов на здоровье школьников.
Материалы и методы исследования. В динамике с 2017 по 2019 гг. в трех образовательных организациях города Астрахани осуществлялось гигиеническое воспитание школьников и их родителей.
Оценку влияния внешкольных факторов на состояние здоровья школьников проводили на основании риск-ориентированной модели. Были составлены четырехпольные таблицы сопряженности и произведен расчет относительного риска (RR). Границы доверительного интервала ДИ = 95,0 %. Значения ДИ и RR сравнивали с единицей. При RR = 1 – исследуемый фактор не влияет на вероятность исхода; при RR > 1 – фактор повышает частоту исхода; при RR < 1 – вероятность исхода при воздействии фактора снижается.
Для оценки уровня знаний школьников по вопросам оптимальной организации режима дня, рационального питания и здорового образа жизни были разработаны и апробированы специальные анкеты. В анкетировании бланковым методом приняли участие 1 940 астраханских школьников 7–17 лет (878 мальчиков и 1 062 девочки). Младшие школьники отвечали на вопросы совместно с родителями.
Обязательные критерии включения в исследование: добровольное информированное согласие от обучающихся и их родителей (законных представителей), принадлежность к группе детей школьного возраста; корректно заполненная участником анкета.
Исследование соответствовало этическим принципам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (пересмотр 2013 г.). Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Microsoft Office Excel 2007.
Результаты исследования и их обсуждение. С помощью таблиц сопряженности были выделены группы школьников с дисгармоничным физическим развитием, имеющих комплекс факторов нерационального режима дня (увеличение времени выполнения домашней работы, низкая двигательная активность, непосещение спортивных тренировочных занятий, малая продолжительность пребывания на свежем воздухе, длительное использование различных электронных устройств – смартфон, персональный компьютер, игровые консоли и приставки, телевизор) и нерационального питания.
В ходе исследования было установлено увеличение доли школьников средних и особенно старших классов, подверженных влиянию факторов внешкольной среды. Так, у 12,0 % младших школьников изучение основных компонентов режима дня, таких как сон, двигательная активность, учебная нагрузка и дополнительные занятия, показало его нерациональную организацию. Данный показатель существенно возрастает в старших классах, достигая 39,0 %. Следует отметить и увеличение количества школьников, питание которых в домашних условиях является нерациональным, с 15,0 % в младших классах до 37,0 % в старших.
В течение периода обучения в школе число школьников с избыточной массой тела и ожирением увеличивается практически в 2 раза – с 15,0 % в младшей школе до 28,3 % в старшей.
Была установлена причинно-следственная связь между возникновением избыточной массы тела и ожирением и нерациональной организацией режима дня школьников в домашних условиях – 95,0 %, RR = 6,40, ДИ = 4,92–8,33, этиологическая составляющая – 67,5 %, чувствительность – 0,889, специфичность – 0,778.
Правильная организация рабочего места дома, оптимальный режим труда и отдыха, контроль продолжительности работы с различными электронными устройствами способствует поддержанию работоспособности школьника и позволяет предупредить неблагоприятное влияние на орган зрения. Результаты анкетирования показали, что гимнастику для глаз как один из видов профилактических мероприятий, направленных на снижение зрительной нагрузки в домашних условиях, выполняют только 30,0 % школьников 9 классов и 24,0 % школьников 11 классов. В то же время в обследуемых образовательных организациях диагноз «Миопия» был установлен у 14,0 % школьников 9 классов, увеличиваясь до 21,0 % у школьников 11 классов.
Выявлена причинно-следственная связь между возникновением миопии и невыполнением гимнастики для глаз школьниками в домашних условиях – 95,0 %, RR = 1,80, ДИ = 1,52–2,15, этиологическая составляющая – 26,7 %, чувствительность – 0,750, специфичность – 0,500.
Результаты проведенного анкетирования позволили установить, что количество школьников использующих обувь, не отвечающую гигиеническим рекомендациям, в том числе вне школы, увеличивается. Так, количество учеников, предпочитающих в качестве повседневной обуви кроссовки и балетки, составляя 35,0 % в младшей школе, возрастает до 66,0 % в средних классах и достигает 79,2 % в старших классах. При этом заболевания костно-мышечной системы имели тенденцию к росту и наблюдались у 7,2 % младших школьников, в дальнейшем увеличиваясь до 13,0 % в средних классах, а в старших классах составляли уже 21,0 %.
Была установлена причинно-следственная связь между возникновением заболеваний костно-мышечной системы и использованием обуви, не отвечающей гигиеническим рекомендациям, в том числе вне стен образовательных организаций – 95,0 %, RR = 1,75, ДИ = 1,50–2,00, этиологическая составляющая – 25,0 %, чувствительность – 0,700, специфичность – 0,500.
До проведения исследования в обследованных организациях применялись различные здоровьесберегающие технологии. При этом выбор профилактических мероприятий и методика их проведения определялись уровнем компетентности учителей в данном направлении. Следует отметить, что учителя и родители школьников имели недостаточный уровень знаний и навыков по вопросам формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста.
По результатам исследования была предложена реализация приемов гигиенического воспитания учеников начальных, средних и старших классов с целью коррекции неблагоприятного воздействия внешкольных факторов, непосредственно в образовательных организациях. Информацию также доводили до сведения родителей школьников.
В рамках проводимых мероприятий, на основании изучения факторов среды обитания и анкетирования школьников по вопросам режима дня и питания были сформулированы краткие рекомендации для гигиенического воспитания учащихся различных возрастно-половых групп в условиях школы – чек-листы по вопросам рациональной организации режима дня и питания, двигательной активности, ночного сна, организации досуга.
Так, чек-лист по рациональной организации режима дня содержал следующие рекомендации:
- ложись спать в одно и то же время, а утром вставай в 7 : 00 часов;
- не забывай проветривать комнату перед сном;
- соблюдай личную гигиену;
- выключай все источники света в комнате (компьютер, телевизор и т.д.);
- утро начинай с гимнастики;
- по возможности больше ходи пешком;
- носи удобную обувь;
- поднимайся по лестнице вместо лифта;
- старайся думать о хорошем;
- чаще выходи на прогулку с друзьями, братьями или сестрами, с родителями, с домашними питомцами, после выполнения домашнего задания и перед сном;
- перед тем как приступить к выполнению домашних заданий, немного погуляй, отдохни;
- чередуй выполнение письменных и устных заданий;
- не делай уроки лежа на диване или в кресле;
- организуй рабочее место и свет таким образом, чтобы он падал с левой стороны (если ты левша – то справа);
- не работай со смартфоном или планшетом, поднеся его близко к глазам;
- контролируй время использования электронных устройств.
В ходе реализации межведомственного подхода, разработанного в рамках совместного проекта Министерства образования Астраханской области и кафедры гигиены медико-профилактического факультета с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета, в целях гигиенического воспитания в образовательных организациях авторами и сотрудниками Областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики были разработаны наглядные пособия в виде буклетов, которые содержали информацию по основным компонентам режима дня (рис. 1, 2).
Рис. 1 Пример чек-листа
Fig. 1. Example of a checklist
Рис. 2. Пример чек-листа
Fig. 2. Example of a checklist
Эффективность проведенных мероприятий по гигиеническому воспитанию с участием родителей подтверждалась снижением в образовательных организациях (участниках проекта) количества школьников с заболеваниями органов зрения в 2,6 раза, с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани в 1,4 раза, с болезнями эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ в 1,2 раза по сравнению с другими образовательными организациями Астраханского региона.
Результаты исследований ряда авторов подтверждают высокую распространенность неблагоприятных, но при этом управляемых факторов риска, обусловленных образом жизни детей и подростков и молодежи [9–11].
Изучение основных принципов ЗОЖ необходимо начинать уже в начальных классах школ вследствие высокого уровня мотивации детей к получению новых знаний. Эффективность реализуемых профилактических мероприятий предполагает повышение уровня знаний родителей школьников, учителей, а также медицинских работников. При этом получение информации по вопросам ЗОЖ должно быть доступным и интересным, в первую очередь, для детей, подростков и молодежи, с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий и различных электронных устройств [12–15].
Заключение. Реализуемые профилактические мероприятия должны быть направлены на снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания, в том числе внешкольных факторов. При этом определение внутришкольных и внешкольных факторов, установление причинно-следственных связей и оценка возможного неблагоприятного влияния позволят разработать актуальные приемы гигиенического воспитания, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, их гармоничному росту и физическому развитию.
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Ануфриева Е. В., Соколова С. Б., Скоблина Н. А., Вирабова А. Р., Макарова А. Ю., Трофименко Е. В., Квилинский П. Н., Сапунова Н. О. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Вестник Российской академии медицинских наук. 2017. Т. 72, № 3. С. 180-194. doi:https://doi.org/10.15690/vramn830.
2. Богомолова Е. С., Шапошникова М. В., Котова Н. В., Бадеева Т. В., Максименко Е. О., Киселева А. С., Ковальчук С. Н., Ашина М. В., Олюшина Е. О. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 9. С. 956-961. doi:https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961.
3. Грицина О. П., Транковская Л. В., Семанив Е. В., Лисецкая Е. А. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. № 3 (81). С. 19-24. doi:https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-3-19-24.
4. Кучма В. Р., Милушкина О. Ю., Бокарева Н. А., Скоблина Н. А. Современные направления профилактической работы в образовательных организациях // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 6. С. 107-111.
5. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Скоблина Н. А., Ямпольская Ю. А., Бокарева Н. А., Бес-страшная Н. А. Универсальная оценка физического развития младших школьников: Пособие для медицинских работников. М. : Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН), 2010. 34 с.
6. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Татаринчик А. А., Федотов Д. М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2017. № 7 (292). С. 41-43. doi:https://doi.org/10.35627/2219-5237/2017-292-7-41-43.
7. Девришов Р. Д. Обзор факторов, определяющих условия жизнедеятельности современных обучающихся // Российский вестник гигиены. 2022. № 3. С. 29-34. doi:https://doi.org/10.24075/rbh/2022.054.
8. Ганузин В. М., Маскова Г. С., Сторожева И. В., Сухова Н. С. Анализ динамики состояния здоровья детей и подростков по результатам диспансерных осмотров // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 9-12. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2021.019.
9. Яманова Г. А., Антонова А. А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей // Профилактическая медицина. 2022. № 25 (2). С. 113-118. doi:https://doi.org/10.17116/profmed202225021113.
10. Derikx D. F. A. A., Houwen S., Meijers V., Schoemaker M. M., Hartman E. The relationship between Social Environmental Factors and Motor Performance in 3- to 12-Year-Old Typically Developing Children : A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. no. 18: 7516. doi:https://doi.org/10.3390/ijerph18147516.
11. Aragon-Martin R., Gomez-Sanchez M. D. M., Martinez-Nieto J. M., Novalbos-Ruiz J. P., Segundo-Iglesias C., Santi-Cano M. J., Castro-Pinero J., Lineros-Gonzales C., Hernan-Garcia M., Schwarz-Rodriguez M., Jimenez-Pavon D., Rodriguez-Martin A. Independent and Combined Association of Lifestyle Behaviours and Physical Fitness with Body Weight Status in Schoolchildren // Nutrients. 2022. Vol. 14, no. 6. P. 1208. doi:https://doi.org/10.3390/nu14061208.
12. Сетко А. Г., Жданова О. М., Тюрин А. В. Научное обоснование инновационного подхода к управлению здоровьем обучающихся общеобразовательных организаций различного типа // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 13-17. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2021.024.
13. Маркелова С. В. Роль родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств старшими школьниками // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2020. № 8 (329). С. 50-57. doi:https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57.
14. Маркелова С. В., Сапунова Н. О., Добрук И. В., Цепляева К. В. Динамика информированности учителей по вопросам охраны здоровья школьников в ходе проводимой санитарно-просветительской работы на протяжении 2000-2021 гг. // Российский вестник гигиены. 2022. № 3. С. 9-13. doi:https://doi.org/10.24075/rbh.2022.049.
15. Reen G. K., Muirhead L., Langdon D. W. Usability of Health Information Websites Designed for Adoles-cents : Systematic Review, Neurodevelopmental Model, and Design Brief // Journal of medical Internet research. 2019. Vol. 21, no. 4. P. 11584. doi: 10/2196/11584.