сотрудник
Гомель, Беларусь
УДК 811.161.1 Русский язык
УДК 502.37 Мероприятия по защите и восстановлению природы и ее объектов
УДК 373.576 Курсы для абитуриентов, дающие право поступления в высшие учебные заведения, в тех случаях когда недостаточна сдача вступительных экзаменов
Значительные антропогенные изменения в окружающей среде обострили противоречия между человеком и природой и обусловили актуальность перехода к экоцентрическому сознанию. В связи с этим возникла необходимость экологизации учебного процесса на всех ступенях образования. Системное введение экологического компонента в практику преподавания русского языка на этапе довузовской подготовки помогает учащимся понять свою роль в круговороте природы, почувствовать ответственность перед природой, укрепить стремление сохранять ее богатства. Для реализации поставленной задачи эффективно регулярное проведение экологических минуток в разной форме (словарный диктант экологической направленности, анализ аналогичных предложений или текстов, поиск речевых ошибок и их исправление в заданном тексте). Для формирования устойчивых знаний по экологической тематике и повышения результативности образовательного процесса полезны игровые задания. Представленный в статье опыт использования различных методических приемов позволяет усилить экологические аспекты на занятиях по русскому языку и дает возможность привлечь внимание обучаемых к экологическим проблемам.
русский язык, экология, экологические проблемы, довузовская подготовка
Вопрос взаимоотношения между природой и человеком возник одновременно с появлением последнего. Человеку требовалась пища, одежда, жильё, и для этого надо было убить животное, словить рыбу, срубить дерево… Всё начиналось с малого, но чем дальше развивалось общество, тем больше страдала природа. Человек почувствовал себя хозяином жизни, начал активно вмешиваться в естественные процессы: он стал добывать полезные ископаемые, осушать болота, поворачивать реки, осваивать воздушное пространство… Значимые антропогенные преобразования природной среды появились уже в античную эпоху [1]. Сейчас жизнь на планете кардинально изменилась, но вместе с ростом комфорта обострились противоречия между природой и человеком. Всё чаще мы слышим слова «экологический кризис», характеризующие устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, которые представляют угрозу для здоровья человека [2]. Существующее нарушение природного равновесия стало опасным, поэтому со второй половины ХХ века правительства разных стран начали уделять этому вопросу больше внимания, о чем свидетельствуют принятые законы и программы по охране окружающей среды [3, 4, 5, 6, 7, 8]. Одной из ведущих причин напряженной экологической ситуации в современном мире признается потребительский, антропоцентрический взгляд на мир, а значит, для преодоления кризиса необходимо понять и принять основной закон экологии «всё связано со всем», изменить отношение к природе и вектор цивилизационного развития [9, 10, 11].
На современном этапе культурно-исторического развития создание условий для перехода от технократического мышления к гуманитарному, от антропоцентрического к экоцентрическому сознанию человека, социальных общностей и человечества в целом – приоритетная задача образования [12]. Ее практическое решение зависит от возраста обучаемого. Дошкольникам и ученикам начальных классов, любознательным, восприимчивым, склонным к подражанию, важно дать первичные знания об окружающем мире, а также воспитать в них бережное отношение к природе и её эстетическое восприятие. В средней школе необходимо выработать умения и навыки экологически ориентированной деятельности. Старшеклассников надо убедить в тесной взаимосвязи изменений окружающей среды и здоровья человека, а следовательно, в необходимости природоохранных действий для минимизации угрозы глобальной экологической катастрофы. Студенты же должны осознавать свою позицию как субъектов экологического поведения, оценивать свою информированность об экологической ситуации, степень реальной и потенциальной активности, которая выражается в желании позитивного изменения экологической ситуации, в том числе посредством собственного участия в мероприятиях по «оздоровлению» экологии [13].
Основное внимание экологической ситуации в мире, конечно же, уделяется на занятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла: формулируются фундаментальные принципы экологии, определяется физическая среда обитания организмов, исследуются их связи друг с другом, рассматриваются эволюционные процессы и влияние антропогенного фактора на экосистемы и т.д. Однако большой потенциал в решении экологических проблем имеют и гуманитарные предметы. Они должны помочь учащимся понять свою роль в круговороте природы, почувствовать ответственность перед природой, укрепить стремление сохранять ее богатства. Соответственно, перед преподавателем-словесником стоит задача найти эффективные методические приемы, обеспечивающие развитие экологического мировосприятия. Значимость экологических проблем для современного мира и важность экологической безопасности как основы устойчивого развития государства обусловили актуальность данной статьи, цель которой заключается в обобщении опыта работы по экологическому воспитанию молодежи в процессе подготовки к централизованному тестированию по русскому языку. Представленные апробированные методические приемы и задания, систематически используемые на занятиях, способствуют формированию экологического мировоззрения нового поколения.
На факультете довузовской подготовки УО «Гомельский государственный медицинский университет» ведется работа с абитуриентами, поступающими на специальности медико-биологического профиля и планирующими сдавать централизованное тестирование, в том числе по русскому языку. В течение учебного года слушатели повторяют все лингвистические темы, необходимые для успешной экзаменационной аттестации. Закрепление правил базируется на языковом материале, который выбирает преподаватель. И, на наш взгляд, предлагаемый материал должен обязательно включать экологический компонент и привлекать внимание к экологическим проблемам. Это могут быть различные тексты, содержащие соответствующую информацию или направленные на эстетическое восприятие природы, разрозненные предложения такого же характера или высказывания известных людей о природе, а также экологически значимые отдельные слова. Экологизация дидактического материала способствует формированию социальных компетенций и ценностного отношения к окружающему миру, осознанию личной ответственности перед обществом за экологическую безопасность.
На разных этапах урока при изучении практически всех тем можно провести экологические минутки, которые, не требуя дополнительного времени, позволяют ненавязчиво «вплести» нужную информацию в ход занятия и акцентировать конкретный экологический материал. Так, для повторения орфографических правил мы предлагаем написать небольшой словарный диктант, в который включаются такие словосочетания, как изучаешь экологию, экологическая катастрофа, парниковый эффект, дефицит питьевой воды, истощение ресурсов, изменение климата, загрязняющий атмосферу, охранять животных, беречь растения, неотъемлемая часть природы и т.п. При изучении паронимов, опираясь на современные словари, обязательно рассматриваем пару экологический – экологичный: экологический ʼотносящийся к экологии, связанный с ней; отражающий состояние окружающей среды; направленный на поддержание устойчивости экологии, связанный с защитой окружающей человека среды, с борьбой за её чистотуʼ; экологичный ʼсоответствующий нормам экологии; экологически чистый; такой, какой не оказывает вредного воздействия на природу, окружающую средуʼ [14, 15]. При этом обращаем внимание на сочетаемость данных лексем, предупреждая возможные речевые ошибки: экологические проблемы, экологические знания, экологические исследования, экологическая ситуация, экологическое движение, но экологичное производство, экологичный материал, экологичный транспорт.
Ощутимую помощь в организации занятия и введении требуемого компонента может оказать календарь экологических дат и праздников. Например, 16 сентября – Международный день охраны озонового слоя, 29 сентября – Всемирный день моря, 4 октября – Всемирный день защиты животных, 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 15 апреля – День экологических знаний, 12 мая – День экологического образования, 5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды. В течение учебного года, ориентируясь на определенную дату, мы используем для языкового анализа небольшие тематические тексты, подобные следующему: «В Беларуси – 305 видов пернатых. Один из них – кулик мородунка, занесенный в Красную книгу Беларуси и гнездящийся в пойме Припяти. Бронзовый памятник этой птице, практически исчезнувшей в Европе, установлен в центре Турова. Его открытие состоялось во время первого фестиваля «Праздник птиц», который посвящен Международному дню мигрирующих видов птиц. Город Туров выбран не случайно. Здесь расположена станция слежения за миграцией диких перелетных птиц. Во время весенне-осенних пролетов тут останавливаются несколько сотен тысяч различных видов пернатых». В ходе вопросно-ответной беседы по тексту и выполнения заданий на развитие практических навыков актуализируются экологические знания слушателей, формируется их активная позиция в отношении окружающей среды.
Для формирования устойчивых знаний по экологической тематике, повышения результативности обучения эффективно использование различных приемов и методов, делающих учебный процесс интересным и нескучным. Например, поддержать динамичность занятия помогают игровые задания, для которых не надо какого-то сложного оборудования или специальной подготовки. Так, активно выполняют слушатели задания на скорость: кто быстрее узнает слово по его описанию («птица; в китайской культуре – символ счастья, а в европейской ассоциируется с болтливой женщиной; черно-белая; с длинным хвостом» – сорока; «наука; сложное слово, одна из частей – «дом, родина»; название предложено ученым Эрнстом Геккелем в 1886 году; изучает взаимодействие природы, общества и человека» – экология), кто быстрее вспомнит 5 фразеологизмов с компонентом вода (варианты: как в воду кануть, как с гуся вода, носить воду решетом, седьмая вода на киселе, как в воду глядел), кто быстрее назовет 5 лекарственных растений, названия которых – существительные женского рода (варианты: душица, мята, мелисса, полынь, лаванда) и т.д.
В качестве дидактического материала полезно использование загадок, ответы на которые находятся в экологическом семантическом поле: Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес), Не разбив горшочка, не съешь кашки (орех), Не вода, не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото), С неба падает порой, а порой лежит горой, а порой в реке течет… и повсюду ей почет (вода). В зависимости от темы занятия слушатели разъясняют орфограммы и пунктограммы, определяют морфологические и синтаксические признаки слов, виды подчинительной связи в словосочетаниях, типы предложений и др. Дополнительно в целях развития речи к ответам-существительным подбираются соответствующие прилагательные, затем предлагаемые варианты сравниваются с лексемами, приведенными в «Словаре эпитетов» К.С. Горбачевича: к примеру, болото обычно характеризуется слушателями как большое, лесное, гнилое, глубокое, зеленое, старое, в то время как в указанном словаре приводится более 25 определений [16]. С помощью загадок можно не только сделать урок увлекательнее и живее, но и решить разные образовательно-развивающие задачи: повторить и закрепить правила русского языка, совершенствовать умение сравнивать и находить взаимосвязи между предметами, тренировать внимательность и наблюдательность, стимулировать познавательную активность и т.д.
Неподдельный интерес всегда вызывает прием «Корректор»: слушатели должны исправить предложения, в которых допущены те или иные ошибки. Так, для редактирования предлагается следующий текст: «В мае месяце в нашем университете состоялась научно-практическая конференция, посвященная экологической ситуации в современном мире. Её участники говорили о всеобщем глобальном потеплении, загрязнении воздушной атмосферы и водных акваторий, защите животной фауны и растительной флоры, антропогенном изменении ландшафта местности, охране уникальных и неповторимых горячих гейзеров, развитии альтернативной энергетики и разработке новых маршрутов экотуризма. Было решено продолжить совместное сотрудничество разных стран для урегулирования острых экологических вопросов и увеличить денежное финансирование актуальных проектов. Также предложено внести необходимые поправки и коррективы в действующее законодательство для усиления ответственности каждого члена общества перед природой». Поиск речевых недочетов становится мини-соревнованием: «Сколько ошибок есть в тексте? Кто найдет все ошибки? Кто быстрее всех найдет ошибки?» Задания такого типа позволяют не только привлечь внимание к экологическим проблемам, но и увидеть личностные качества слушателей, повысить их мотивацию к учебе.
Таким образом, введение экологического компонента в практику преподавания русского языка на этапе довузовской подготовки расширяет представления об окружающем мире, учит видеть причинно-следственные связи в системе «человек-природа», способствует формированию интереса к экологическим проблемам, воспитывает нравственные качества личности.
1. Чичагов В.П. Антропогенные изменения природной среды в античную эпоху / В.П. Чичагов // Астраханский вестник экологического образования. - 2015. - № 3. - С. 14-23.
2. Шадже А.Е. Словарь терминов по экологии / А.Е. Шадже, Э.А. Сиротюк, А.И. Шадже. - Майкоп: Изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2016. - 92 с.
3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Электронный ресурс. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982/ (дата обращения 25.05.2023).
4. Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021-2025 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982/ (дата обращения 25.05.2023).
5. Информация о законодательстве в области окружающей среды и экологической безопасности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rsuzhur.ru/ (дата обращения 25.05.2023).
6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rpn.gov.ru/upload/iblock/8a9/efx573cmz531ptm0tu5k3sr11geamt4i/Federalnyy-zakon-ot-10.01.2002-N-7_FZ.pdf/ (дата обращения 25.05.2023).
7. Экологический кодекс Республики Казахстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://online.zakon.kz›Document/ (дата обращения 25.05.2023).
8. Список законов об охране окружающей среды по странам. Электронный ресурс. Режим доступа: https://en.wikipedia.org›wiki/List_of_environmental_laws_by_country/ (дата обращения 25.05.2023).
9. Кениспаев Ж.К. Проблемы экологии в евразийском пространстве / Ж.К. Кениспаев, А.И. Тобоев // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2017. - № 2. - С. 13-17.
10. Линенко О.А. Экоцентрический тип сознания: научные предпосылки возникновения, специфика, структура и функции / О.А. Линенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 109-119.
11. Вебер А.Б. Экологическая политика: опыт измерения эффективности и цели устойчивого развития / А.Б. Вебер // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - № 3. - С. 23-37.
12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://economy.gov.by›…ustojchivogo…ekonomicheskogo…2030… Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda/ (дата обращения 25.05.2023).
13. Лазаревич Н.А. Факторы формирования экологического поведения / Н.А. Лазаревич // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. - 2018. - № 1 (209). - С. 121-124.
14. Толковый словарь русского языка начала ХХI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.
15. Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2015. - 960 с.
16. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - СПб.: «Норинт», 2002. - 224 с.