FEATURES OF THE METHOD OF FORMATION OF INDIVIDUAL LESSONS IN MOTOR ACTIVITY FOR STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP "A"
Rubrics: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern researchers pay attention to the state of functional reserves of vital body systems in student youth, which is the most active part of the population and has a significant percentage (from 12 to 27) of pathological changes in the cardiovascular system, gastrointestinal tract, musculoskeletal system, respiratory system and etc., which creates certain difficulties for the appointment of a motor regime, both in organized groups and in independent physical education. The study confirmed the need for differentiation of physical activity in organized group classes, not only in terms of the main nosology, but also taking into account combined chronic diseases. Material. The study involved 55 people (girls aged 18-23). As a material for the work, official protocols of a medical report on belonging to an educational medical group, indicators of the level of physical fitness, functional reserves of the cardiorespiratory system, body mass index (BMI), as well as complexes of physical culture and recreational activities were used. Research methods. Generalization of specialized domestic and foreign literature, analysis of health-improving exercise complexes, control tests of the level of physical fitness and development of basic physical qualities, indicators of functional tests. Statistical processing of the obtained data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The reliability of the differences in the studied indicators was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Result. As a result of the study, reliable data were obtained on the need to analyze the method of prescribing a motor regimen of a health-improving orientation for students with a combined pathology of vital body systems. Scientific novelty. The method of formation of complexes of physical exercises in students with combined pathologies is determined.

Keywords:
students, girls aged 18-23, special medical group, method of prescribing physical activity, functional reserves, development of physical qualities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Актуальность. Современные требования к оздоровительным программам по физической культуре ориентированы в основном на повышение функциональных показателей [1, 2]. Двигательные задания для студентов, имеющих в анамнезе патологические изменения основных систем организма, формируются по рекомендациям профильных медицинских специалистов с существенными ограничениями двигательной активности [3, 4, 5]. Студентам с патологией опорно-двигательного аппарата рекомендуют корригирующие упражнения, направленные на нормализацию функционального состояния [6, 7, 8]. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы основной целью оздоровительных занятий является повышение толерантности к физической нагрузке кардиореспираторной системы [9, 10]. Во многих случаях, назначение двигательного режима для студентов специальной медицинской группы осложняется периодами обострения хронических заболеваний [11, 12]. При патологии ЖКТ рекомендуют упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, при этом исключают двигательные задания с резкой сменой направления движений и амплитудными прыжками [13, 14]. В более 30 % случаев на ежегодных медицинских осмотрах у студентов вузов выявляются сочетанные патологии [15]. Эти данные свидетельствуют о характерной особенности хронических заболеваний, при которых присутствует недостаточный двигательный режим. В этой связи целью исследования было проанализировать методику формирования двигательного режима для студентов, имеющих сочетанные заболевания, основываясь на основном заболевании, при этом акцент делался на повышении адаптационного потенциала и сопутствующих заболеваний.

 

Материалы и методы

Материалом для исследования послужили протоколы первичных контрольных нормативов развития физических качеств, функциональных проб, заключение медицинского осмотра студентов Астраханского государственного медицинского университета, по результатам которого были сформированы две специальные медицинские группы «А» с различными основными нозологиями.

Критерием включения послужил допуск спортивного врача к занятиям двигательной активностью оздоровительного характера.

Критериями исключения стали хронические заболевания в стадии обострения, травмы опорно-двигательной системы, сопровождающиеся болевым синдромом.

Для определения уровня функциональных резервов использовался велоэргометр «Орторент вело». Результаты исследования анализировались с использованием программ «Microsoft Office 2007», «IBM SPSS Statistics 20».

 

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении уровня физической подготовленности и наличия хронических заболеваний у студентов Астраханского ГМУ были выявлены 2 группы по нозологии основных заболеваний: первая группа (n1 - 17) с патологией сердечно-сосудистой системы, вторая группа (n2 - 19) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в тоже время в первой группе были определены сопутствующие хронические заболевания зрительного анализатора, ЖКТ, ОДА, во второй группе сопутствующими заболеваниями были: миопия различной степени, дыхательной системы, ЖКТ.

В результате тестирования на велоэргометре у студентов обеих групп было выявлено недостаточное развитие основных физических качеств и адаптационно регуляторных резервов кардио-респираторной системы. В начальном протоколе исследования не было установлено статистически значимой разницы в изменении ответной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку на велоэргометре мощностью до 20 вт. (p = 0,098). При этом, раннее восстановление на 2 минуте ЧСС во второй группе наблюдалось с опережением показателей первой группы на 19,7±1,2% (р = 0,047), что, по нашему мнению, связано с верифицированными диагнозами патологических изменений сердечно-сосудистой системы у студентов группы (n1 - 17). При выполнении тестов, определяющих уровень физической подготовленности было выявлено, что в группе студентов (n2 - 19) преобладали развитие скоростно-силовых качеств (р = 0,043), собственно силовых (р = 0,037), координационных способностей (р = 0,041). Исходя из результатов анкетирования было определено, что студенты второй группы (11 человек) посещали занятия физической культурой в школе в основной и подготовительной группах, четверо студентов занимались в специальной медицинской группе, в тоже время студенты 1 группы были освобождены от практических занятий физической культурой в школе, что существенным образом сказалось на их уровне функциональной и физической подготовленности.

Принимая во внимание основные и сопутствующие заболевания, была разработана и апробирована методика формирования двигательной активности в обеих группах, так в группе (n1 - 17) занятия физической активностью проводились с индивидуальными фитнес-трекерами (от анг. – fitness tracker), позволяющими индивидуально контролировать ЧСС, АД, ЧД, метраж пройдённой дистанции, время раннего и позднего восстановления ЧСС. Оздоровительные упражнения, содействующие нормализации моторики и секреторной функции ЖКТ, симметричные и ассиметричные двигательные задания для профилактики осложнений при заболевании ОДА должны выполняться в строгом соответствии с рекомендациями согласно двигательному режиму по основному заболеванию. В группе (n2 – 19) особое внимание при назначении двигательного режима уделялось не только основному заболеванию ОДА, но и в большей степени заболеванию зрительного анализатора, при котором рекомендовались специальные упражнения для цилиарной мышцы, а также упражнения ОФП строго в компенсаторной зоне ЧСС до 130 уд. в мин. Немаловажным условием в методике назначения двигательного режима являлся учет ИМТ. Студенты с лишним весом в обеих группах входили в зону риска развития дезадаптивных реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку даже малой интенсивности, что выражалось в резком повышении АД и ЧСС, раннее и позднее восстановление гемодинамических параметров у данных лиц происходило существенно дольше (р = 0,037; r = 0,671).

Методические рекомендации

Таблица 1. Методические рекомендации для группы (n1 – 17)

п/№

Вид двигательной активности

Количество повторений, временной интервал

Методические рекомендации

1.

Ходьба, ходьба по заданным линиям

5 – 7 мин

При ходьбе по заданным линиям выставляются контрольные точки для фиксации времени. Контроль ЧСС ндивидуально

3.

Общеразвивающие упражнения

7 – 10 мин

Исключаются интенсивные высокоамплитудные двигательные задания, изометрические с задержкой дыхания. Акцент на растяжку, координацию движений. Контроль ЧСС индивидуально

7.

Элементы волейбола

15 – 20 мин

Работа в парах на коротких дистанциях, увеличение дистанции по мере освоения владения мячом. Перерыв по мере утомления через каждые 4 – 7 мин. Контроль ЧСС индивидуально

8.

 Элементы баскетбола

15 – 20 мин.

Работа с мячом индивидуально, акцент на технику ведения мяча, передачу партнеру, атаку кольца с разных дистанций. Осторожно игровой метод. Контроль ЧСС индивидуально. Перерыв каждые 5 мин. до восстановления ЧСС и дыхания до фоновых показателей

9.

Бадминтон

15 – 20 мин.

Использовать легкие воланчики. Контроль ЧСС индивидуально

10.

Упражнения на координацию с применением фитболов

15 – 20 мин

Выполняется со страховкой партнером, не рекомендуется выполнять упражнения в положении с опущенной головой. Статические положения в равновесии до 10 – 15 секунд

11.

Упражнения на велотренажере

10 – 15 мин

Контроль показателей по бортовому компьютеру, мощность нагрузки индивидуально до 20 – 30 вт

12.

Упражнения на эллипсоиде

10 – 15 мин

Контроль показателей по бортовому компьютеру. Каденция шага регулируется индивидуально подвижными педалями. Нагрузка до 20 вт

 

Таблица 2. Методические рекомендации для группы (n2 – 17)

п/№

Вид двигательной активности

Количество повторений, временной интервал

Методические рекомендации

1.

Ходьба средней интенсивности

5 – 7 мин

Обратить внимание на осанку, правильность постановки стопы

3.

Общеразвивающие упражнения

7 – 10 мин

Акцент на мышцы спины

7.

Элементы волейбола

15 – 20 мин

Использование игрового метода в упрощенном варианте

8.

 Элементы баскетбола

15 – 20 мин.

Акцент на технику владения мячом

9.

Бадминтон

15 – 20 мин.

Игра со сменой рук

10.

Упражнения на координацию с применением фитболов

15 – 20 мин

Акцент на мышцы брюшного пресса и спины

11.

Упражнения на велотренажере

10 – 15 мин

Контроль показателей по бортовому компьютеру, мощность нагрузки индивидуально до 20 – 30 вт

12.

Упражнения на эллипсоиде

10 – 15 мин

Контроль показателей по бортовому компьютеру. Каденция шага регулируется индивидуально подвижными педалями. Нагрузка до 20 вт

 

Заключение

Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что методика применения физической нагрузки на занятиях физической культурой у студентов специальной медицинской группы «А» должна иметь строго индивидуальные параметры, формироваться на первичных протоколах функциональных проб, уровня физической подготовленности, учитывая в первую очередь основное заболевание. В тоже время считается доказанным, что занятия двигательной активностью в компенсаторной зоне благоприятно отражаются на функциональных резервах сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

References

1. Grigoryeva E.V., Gorelik V.V. Feature of the "myofascial release" technique in modern fitness technologies. Science and education: new time. 2017. - No. 3. - Pp. 1-5.

2. Dorontsev A.V., Svetlichkina A.A. Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various directions in middle-aged men. Human. Sport. Medicine. 2020. - 20(1). - Pp. 135-141.

3. Dorontsev A. V. An experimental model of sectional shaping classes in a medical university / A. V. Dorontsev, N.V. Ermolina//Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - St. Petersburg: FGBOU VPO National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, 2018. - No. 6 (160). - Pp. 49-53.

4. Klassina S.Ya. Hildebrandt index as a prognostic criterion for refusal from intense physical activity. Science and sport: current trends. 2019. - 7(2). - Pp. 68-73.

5. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V., Chichkova V.V. Study of the effect of aerobic exercise on the cardiovascular system of students involved in power sports. Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2018. - 13(4). - Pp. 177-182. DOI:https://doi.org/10.14526/2070-4798-2018-13-4-177-182.

6. Zavalishina, S.Yu., Pravdov, D.M., Bakulina, E.D., Eremin, M.V., Rysakova, O.G., Dorontsev, A.V. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020. - 13(2). - Pp. 597-602.

7. Romanenko N.I. Features of the somatometric characteristics of middle-aged women involved in fitness. Bulletin of the Adyghe state university. - 2011. - No. 4. - Pp. 128-132.

8. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020. - 11(8). - Pp. 439-445.

9. Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V. The phenomenon of a shortened PQ interval as a risk factor in physical culture and sports. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft, 2016. - No. 9 (139). - Pp. 175-181.

10. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Y., Okolelova V.A. (2021a). The physiological response of the body to low temperatures. Journal of Biochemical Technology. - 12(1). - Pp. 27-31. doihttps://doi.org/10.51847/m1aah69aPr

11. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes’ Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017. - Pp. 111-115.

12. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. Possibilities of adaptation of the cardiovascular system to physical activity in persons with hearing impairments. Astrakhan Medical Journal, 2016. - 4. - Pp. 64-71.

13. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development, 2019. - 10(10). - Pp. 2723-2728.

14. Svetlichkina A.A., Features of planning the level of physical activity among students of the special medical group “A” with concomitant diseases of the cardiovascular system and vertebral region /A.A. Svetlichkina, A.V. Dorontsev / Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2020. - No. 1 (179). - Pp. 245-250.

15. Medvedev I.N., Functional features of the heart in young swimmers / I.N. Medvedev, V.Yu. Karpov, N.M. Lapina, A.A. Svetlichkina // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft, 2022. - No. 6 (208). - Pp. 234-238.

Login or Create
* Forgot password?