В статье представлены результаты изучения факторов, влияющих на качество жизни студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 448 студентов Волгоградского государственного аграрного университета 1, 3, 5 курсов. Для изучения самооценки качества жизни использовался опросник, разработанный научно-исследовательским центром профилактической медицины и включающий 47 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Оценка производилась по шкале от 0 до 100: где 0 баллов -очень плохое состояние, 100 баллов - очень хорошее состояние. Оценка качества жизни включала как объективные, так и субъективные показатели. К объективным относятся следующие: удовлетворенность бытовыми условиями жизни, характером выполняемой работы, материальным положением, возможностью повышения образовательного уровня, профессионального роста, социальной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом. При изучении здоровья студентов использовались субъективные оценки. Выявлено, что для студентов аграрного университета важнейшими факторами качества жизни являются материальный достаток, жилищные условия, семья, питание, учеба, положение в обществе. Сравнительная характеристика показателей качества жизни студентов разных курсов показала, что студенты 3 курса имеют более высокую оценку.
качество жизни, факторы, влияющие на качество жизни, студенческая молодежь, студенты аграрного университета
1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б., Полунин И.Н. Экология, здоровье, качество жизни. М.; Астрахань: Изд-во АГМА, 1996. 260 с.
2. Александрова Е.А. Требования к системе воспитательной работы в контексте обеспечения достойного качества жизни студентов современного вуза // Альманах «Качество жизни субъектов современного образования», под ред. Н.А. Голикова. Тюмень: ТГА-КИ, 2008. С. 34-39
3. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., 2007. С. 18-22.
4. Золотухин В.М., Козлов М.В., Щенников В.П. Социально - философская интерпретация качества жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. №2. С. 151-155.
5. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. С. 12-18.
6. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность. Монография. - Санкт - Петербург: СПб.: ГНУ «ИОВРАО», 2004. - 296 с.
7. Латышевская Н.И., Левченко Н.В., Канищева Е.В. Характеристика морфофункционального статуса студентов аграрного университета //Саратовский научно-медицинский журнал. 2020. Т.16, №4. С. 923-926.
8. Юдицкая Е. С. Качество жизни студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3151-3155. URL: http://e-koncept.ru/2017/970957.htm.
9. Мукашева Г.Ж., Нурлыбаева К.А., Тыржанова С.С. Влияние учебной нагрузки на успеваемость студентов 1 курса биолого-географического и исторического факультетов // Вестник Карагандинского университета. Серия Биология. Медицина. География. 2012. № 4. С.30-35.
10. Горбунов В.И., Возженникова Г.В., Исаева И.Н., Верушкина А.С. Оценка показателей качества жизни студентов медицинского вуза // Ульяновский медико-биологический журнал. 2012. №1. С. 4-49.