КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПТА АТОМ (ДУХ) В НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЕ МИРА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье представлена специфика репрезентации научно-философской картины мира К.Э. Циолковского, основанной на принципе синтеза двух концептуальных понятий – атом и дух. Интегрирование базовых концептов, в свою очередь, распространяет когнитивно-дискурсивный потенциал на все уровни языка и языковой личности исследуемого автора. Данный пример демонстрирует механизм зависимости языковой и ментальной уровней миромодели. Внутренняя структура исследуемого объекта раскрывается в русле когнитивно-дискурсивного подхода к исследованию лингвистических явлений, позволяющего выявить специфику речемыслительных операций субъекта речи. Проведенный анализ концепта вскрыл синкретическую природу авторского метода моделирования научно-философской картины мира.

Ключевые слова:
дискурс, дискурсивное сознание, языковое сознание, модель, моделирования, когнитивная лингвистика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Концептуализация понятий как одна из форм проявления специфики работы сознания субъекта речи – актуальная задача современной когнитивной лингвистики. Дискурсивное сознание субъекта – тип специфической вербализации речемыслительной деятельности, «запечатленной в тексте», – фиксирует в своей структуре результат когнитивной деятельности в виде зависимостей уровней языка и форм обнаружения языковой личности в процессе конструирования и репрезентации языковой модели мира, а также механизмы взаимодействия между ними.

Цель настоящей статьи – исследовать принцип объединения и концептуализации базовых понятий атом и дух в научно-философской картине мира К.Э. Циолковского, тем самым выявить их когнитивно-дискурсивный потенциал. Методологическую основу работы составляет метод дискурсивно-интерпретационного анализа научно-философского текста. Новизна исследования заключается во впервые предпринимаемой попытке металингвистического анализа естественнонаучного наследия К.Э. Циолковского в русле лингвокогнитивного и когнитивно-дискурсивного подходов к интерпретации текстов. Результаты исследовательской работы можно использовать в учебном процессе высшей школы в рамках курсов когнитивной и психолингвистики.

Творческий феномен К.Э. Циолковского и уникальность его метода конструирования научно-философской картины мира, характеризующейся интердискурсивной природой и синтетическим мировосприятием, спровоцировали научный интерес и предопределили выбор материала настоящей работы.

Авторская интерпретация субстанциональной основы физического мира продуцировала обращение к двум основным понятиям идеалистической и натуралистической философии – атом и дух. В научно-философском дискурсе К.Э. Циолковского доминирует дублетный принцип моделирования картины мира, при котором ключевые концепты объединяются по функционально-семантическому принципу, например: атом(дух), причина(Бог), эфир(небытие) и др. Такие лексико-семантические диады обладают большим когнитивно-дискурсивным потенциалом, продуцируя свой функционал на разные уровни организации миромодели.

В научно-философской концепции мира важнейшим организующим компонентом авторской миромодели является концепт атом, прочитанный как «малейшая частица материи, её основа» [1, с. 15]. Пытаясь научно объяснить онтологический генезис Вселенной, К.Э. Циолковский обращается к первопричине возникновения жизни и интерпретирует атом как источник и субстрат всего сущего, обладающий чувственными свойствами: «он испытывает страдания, свойственные жизни несознательных животных и диких людей» [1, с. 26]. Естественнонаучная топография К.Э. Циолковского ставит атом как наименьшую единицу любого вещества в центр научно-философской картины мира, семантизируя материалистическую основу мира.

Симптоматично, что именно лексема атом чаще всего употребляется в грамматической рамке Именительного падежа, а в синтаксической структуре текста атом выступает в роли грамматического, логического и волевого субъекта, имеющего свои объекты воздействия. На грамматическом уровне вербализации текста это соответствует явлению агентивности, а на синтаксическом – способствует формированию конструкций агентивного типа. Агентивная семантика, предполагающая «контролируемость, волеизъявление и одушевленность» [2, с. 101] грамматического субъекта, накладывает на атом как на грамматический субъект определенные обязательства. Агентивность на синтаксическом уровне характеризуется активным волеизъявлением субъекта, то есть его логико-семантическое наполнение равноценно категориальному признаку одушевленности. Витальная сущность концепта атом в авторской онтологии позволяет снять антиномию живого и неживого, органического и неорганического в физической картине мира: «… материя, комбинируясь, – пишет К.Э. Циолковский, – путем самозарождения, хотя и очень медленно даёт жизнь… Стало быть, и золото может ожить» [3, с. 29]. В этой связи Н.Д. Арутюнова отмечает, что агентивный субъект «имеет ещё одну важную задачу – эксплицировать значение предиката, создавая для него семантический фон» [4, с. 168], на котором проявляются изоморфные функции концепта – атом – это частица материи, которая находится в непрерывном процессе превращения и трансформации, следовательно, «мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем» [1, с. 145].

Вербализация идеи «жизнечувствительности» любой частицы материи, в том числе и неживой, проводится автором посредством синонимизации понятий разнодискурсивной природы. Атом как основа любой материи невидим невооруженным глазом и бессмертен, а, следовательно, существует в виде нематериальной субстанции – духа, и «этот дух есть первичный атом» [1, с. 119]. При этом дублирующее понятие дух выводится логическим суждением из первоначального понятия атома: «… нерушима основа материи …, самый простейший элемент материи …, он бессмертен, вечен и неизменяем. Если его назвать духом, то такой дух действительно существует» [1, с. 119]. Так, в авторском дискурсе К.Э. Циолковского о возникновении мира к понятию атом графически и семантически примыкает концепт дух, актуализируя религиозно-философский план универсума. Оба понятия отождествляются, соотносятся своими репрезентативными функциями и свойствами и взаимозаменяемы в номинативной системе картины мира: «Малейшая частица материи, её основа (атом), есть дух … поэтому дух бессмертен, не имеет ни начала, ни конца. Он не уничтожаем, как не уничтожаема сущность вещества» [1, с. 63]. Естественнонаучные представления о мире К.Э. Циолковского идут вразрез со существовавшими в первой трети XX века традиционно дифференцированными представлениями о материи и духе. Идеалистическая и рационалистическая гипотезы о субстанциональной природе бытия актуализируют антиномию духовного и материалистического начала мира как две автономные и изолированные друг от друга основы, а значит, не способные на взаимовлияние. Согласно же К.Э. Циолковскому, дух – это та же материя, но более «разреженная», чем атом, а, следовательно, материя – имманентно синтезирует в себе атом и дух, нивелируя онтологическую антиномию.

Таким образом, в научно-философском дискурсе К.Э. Циолковского на лексико-семантическом уровне диада атом(дух) воспринимается контекстуальными синонимами, содержательно соотносясь друг с другом. Дублетные синонимические пары отождествляются в понятийном, предметном и функциональном сходстве отображаемого явления, однако, узуальные фактические значения указанных понятий разнятся. Следовательно, синонимизируются не значения слов, а ментальные репрезентации предметов или явлений, которые находят ассоциации в сознании субъекта речи, притягиваясь конкретными точками аттракции – взаимообратимости и неотделимости.

Лексико-семантическая корреляция исследуемых понятий продуцирует наложение и слияние дискурсивных планов – научно-философского и религиозно-философского, что, в свою очередь, обеспечивает большую продуктивную способность. Составляя структурную основу концептосферу, каждый концепт вбирает в себя соответствующие концептуальные поля (атомвеществоматерия (живая и «мёртвая»)телоземлямирВселенная (космос)эфир (Эфирный остров) и др.); (дух – вещество – материя (живая и «мёртвая») – бог – идея (или причина) – вселенная(космос) – страдание(блаженство) и др.). То есть, сливаясь в своем семантико-концептуальном начале в концепт атом(дух), репрезентующий двуплановость авторской миромодели, когнитивные образования расходятся в другие продуцируемые структурные образования, образующие поля. Обладая общими свойствами – бессмертием, чувствительностью, восприимчивостью к разным формам жизни, самовоспроизводимостью, континуальностью, отсутствием хронотопической организации, а также большой производительной способностью – бинарный концепт атом (дух) является точкой наложения вариативных моделей единого универсума.

Внутренняя структура концепта атом(дух) и дискурсивно-когнитивные механизмы комбинации понятий разной сущности являют собой образование фреймовой природы, то есть некий «нерасчленённый образ», интерпретация которого возможна только в структуре более крупной когнитивной системы – в нашем случае это индивидуально-авторская модель мира, но только по отношению к общепринятой концепции или интерпретации. Фреймовая модель репрезентации понятия, конструирующаяся языковыми средствами в совокупности с индивидуальным креативным восприятием, позволяет не только на более глубоком уровне исследовать авторский метод создания картины мира, но и приблизиться к пониманию «производящего её сознания».

Таким образом, авторский способ кодирования пространственной модели может быть интерпретирован в контексте натурфилософской идеи трансформизма, то есть идеи кругооборота, бесконечного перевоплощения витального и мортального, органического и неорганического, растительного и животного, тварного и божественного, природного и антропологического, бытового и бытийного, сакрального и профанического, что иллюстрирует закон всеединства субстанции и становится структурообразующей в авторском дискурсе К.Э. Циолковского. Интегрирование научного, философского и религиозного планов в трудах К.Э. Циолковского репрезентирует синкретический образ мышления автора, восходящее к архаическому, мифопоэтическому сознанию и основанному на «нерасчленённо-слитном восприятии» коррелирующихся понятий, подразумевающее «не смешение, а отсутствие различий» между ними. Таким образом, создаётся единая авторская концепция природного универсума, представляющая собой синтез различных мировоззренческих установок.

Список литературы

1. Циолковский К.Э. Философия Вселенной / К.Э. Циолковский. М.: Эксмо, 2018. 160 с.

2. Позднякова Е.М. Языковые средства реализации семантической роли агенса в позиции субъекта // Вестник ТГУ. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 1. 1997. С. 101.

3. Циолковский К.Э. Горе и гений / К.Э. Циолковский. Общественная организация человечества. Горе и гений. М.: МИЛ «Память», ИПЦ РАУ, 1992. С. 29.

4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл М. 1976. С. 167-177.

Войти или Создать
* Забыли пароль?