COGNITIVE-DISCURSIVE POTENTIAL OF THE ATOM (SPIRIT) CONCEPT IN THE SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL PICTURE OF THE WORLD BY K.E. TSIOLKOVSKY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article presents the mechanism of representation of the cognitive-discursive potential of the author's concept atom (spirit) on the example of the dependence of the levels of linguistic and mental representation of the basic concept. The internal structure of the object under study is revealed in line with the cognitive-discursive approach to the study of linguistic phenomena, which makes it possible to identify the specifics of speech-thinking operations of the subject of speech. The analysis of the concept revealed the syncretic nature of the author's method of modeling the scientific and philosophical picture of the world.

Keywords:
discourse, discursive consciousness, linguistic consciousness, model, modeling, cognitive linguistics
Text
Publication text (PDF): Read Download

Концептуализация понятий как одна из форм проявления специфики работы сознания субъекта речи – актуальная задача современной когнитивной лингвистики. Дискурсивное сознание субъекта – тип специфической вербализации речемыслительной деятельности, «запечатленной в тексте», – фиксирует в своей структуре результат когнитивной деятельности в виде зависимостей уровней языка и форм обнаружения языковой личности в процессе конструирования и репрезентации языковой модели мира, а также механизмы взаимодействия между ними.

Цель настоящей статьи – исследовать принцип объединения и концептуализации базовых понятий атом и дух в научно-философской картине мира К.Э. Циолковского, тем самым выявить их когнитивно-дискурсивный потенциал. Методологическую основу работы составляет метод дискурсивно-интерпретационного анализа научно-философского текста. Новизна исследования заключается во впервые предпринимаемой попытке металингвистического анализа естественнонаучного наследия К.Э. Циолковского в русле лингвокогнитивного и когнитивно-дискурсивного подходов к интерпретации текстов. Результаты исследовательской работы можно использовать в учебном процессе высшей школы в рамках курсов когнитивной и психолингвистики.

Творческий феномен К.Э. Циолковского и уникальность его метода конструирования научно-философской картины мира, характеризующейся интердискурсивной природой и синтетическим мировосприятием, спровоцировали научный интерес и предопределили выбор материала настоящей работы.

Авторская интерпретация субстанциональной основы физического мира продуцировала обращение к двум основным понятиям идеалистической и натуралистической философии – атом и дух. В научно-философском дискурсе К.Э. Циолковского доминирует дублетный принцип моделирования картины мира, при котором ключевые концепты объединяются по функционально-семантическому принципу, например: атом(дух), причина(Бог), эфир(небытие) и др. Такие лексико-семантические диады обладают большим когнитивно-дискурсивным потенциалом, продуцируя свой функционал на разные уровни организации миромодели.

В научно-философской концепции мира важнейшим организующим компонентом авторской миромодели является концепт атом, прочитанный как «малейшая частица материи, её основа» [1, с. 15]. Пытаясь научно объяснить онтологический генезис Вселенной, К.Э. Циолковский обращается к первопричине возникновения жизни и интерпретирует атом как источник и субстрат всего сущего, обладающий чувственными свойствами: «он испытывает страдания, свойственные жизни несознательных животных и диких людей» [1, с. 26]. Естественнонаучная топография К.Э. Циолковского ставит атом как наименьшую единицу любого вещества в центр научно-философской картины мира, семантизируя материалистическую основу мира.

Симптоматично, что именно лексема атом чаще всего употребляется в грамматической рамке Именительного падежа, а в синтаксической структуре текста атом выступает в роли грамматического, логического и волевого субъекта, имеющего свои объекты воздействия. На грамматическом уровне вербализации текста это соответствует явлению агентивности, а на синтаксическом – способствует формированию конструкций агентивного типа. Агентивная семантика, предполагающая «контролируемость, волеизъявление и одушевленность» [2, с. 101] грамматического субъекта, накладывает на атом как на грамматический субъект определенные обязательства. Агентивность на синтаксическом уровне характеризуется активным волеизъявлением субъекта, то есть его логико-семантическое наполнение равноценно категориальному признаку одушевленности. Витальная сущность концепта атом в авторской онтологии позволяет снять антиномию живого и неживого, органического и неорганического в физической картине мира: «… материя, комбинируясь, – пишет К.Э. Циолковский, – путем самозарождения, хотя и очень медленно даёт жизнь… Стало быть, и золото может ожить» [3, с. 29]. В этой связи Н.Д. Арутюнова отмечает, что агентивный субъект «имеет ещё одну важную задачу – эксплицировать значение предиката, создавая для него семантический фон» [4, с. 168], на котором проявляются изоморфные функции концепта – атом – это частица материи, которая находится в непрерывном процессе превращения и трансформации, следовательно, «мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем» [1, с. 145].

Вербализация идеи «жизнечувствительности» любой частицы материи, в том числе и неживой, проводится автором посредством синонимизации понятий разнодискурсивной природы. Атом как основа любой материи невидим невооруженным глазом и бессмертен, а, следовательно, существует в виде нематериальной субстанции – духа, и «этот дух есть первичный атом» [1, с. 119]. При этом дублирующее понятие дух выводится логическим суждением из первоначального понятия атома: «… нерушима основа материи …, самый простейший элемент материи …, он бессмертен, вечен и неизменяем. Если его назвать духом, то такой дух действительно существует» [1, с. 119]. Так, в авторском дискурсе К.Э. Циолковского о возникновении мира к понятию атом графически и семантически примыкает концепт дух, актуализируя религиозно-философский план универсума. Оба понятия отождествляются, соотносятся своими репрезентативными функциями и свойствами и взаимозаменяемы в номинативной системе картины мира: «Малейшая частица материи, её основа (атом), есть дух … поэтому дух бессмертен, не имеет ни начала, ни конца. Он не уничтожаем, как не уничтожаема сущность вещества» [1, с. 63]. Естественнонаучные представления о мире К.Э. Циолковского идут вразрез со существовавшими в первой трети XX века традиционно дифференцированными представлениями о материи и духе. Идеалистическая и рационалистическая гипотезы о субстанциональной природе бытия актуализируют антиномию духовного и материалистического начала мира как две автономные и изолированные друг от друга основы, а значит, не способные на взаимовлияние. Согласно же К.Э. Циолковскому, дух – это та же материя, но более «разреженная», чем атом, а, следовательно, материя – имманентно синтезирует в себе атом и дух, нивелируя онтологическую антиномию.

Таким образом, в научно-философском дискурсе К.Э. Циолковского на лексико-семантическом уровне диада атом(дух) воспринимается контекстуальными синонимами, содержательно соотносясь друг с другом. Дублетные синонимические пары отождествляются в понятийном, предметном и функциональном сходстве отображаемого явления, однако, узуальные фактические значения указанных понятий разнятся. Следовательно, синонимизируются не значения слов, а ментальные репрезентации предметов или явлений, которые находят ассоциации в сознании субъекта речи, притягиваясь конкретными точками аттракции – взаимообратимости и неотделимости.

Лексико-семантическая корреляция исследуемых понятий продуцирует наложение и слияние дискурсивных планов – научно-философского и религиозно-философского, что, в свою очередь, обеспечивает большую продуктивную способность. Составляя структурную основу концептосферу, каждый концепт вбирает в себя соответствующие концептуальные поля (атомвеществоматерия (живая и «мёртвая»)телоземлямирВселенная (космос)эфир (Эфирный остров) и др.); (дух – вещество – материя (живая и «мёртвая») – бог – идея (или причина) – вселенная(космос) – страдание(блаженство) и др.). То есть, сливаясь в своем семантико-концептуальном начале в концепт атом(дух), репрезентующий двуплановость авторской миромодели, когнитивные образования расходятся в другие продуцируемые структурные образования, образующие поля. Обладая общими свойствами – бессмертием, чувствительностью, восприимчивостью к разным формам жизни, самовоспроизводимостью, континуальностью, отсутствием хронотопической организации, а также большой производительной способностью – бинарный концепт атом (дух) является точкой наложения вариативных моделей единого универсума.

Внутренняя структура концепта атом(дух) и дискурсивно-когнитивные механизмы комбинации понятий разной сущности являют собой образование фреймовой природы, то есть некий «нерасчленённый образ», интерпретация которого возможна только в структуре более крупной когнитивной системы – в нашем случае это индивидуально-авторская модель мира, но только по отношению к общепринятой концепции или интерпретации. Фреймовая модель репрезентации понятия, конструирующаяся языковыми средствами в совокупности с индивидуальным креативным восприятием, позволяет не только на более глубоком уровне исследовать авторский метод создания картины мира, но и приблизиться к пониманию «производящего её сознания».

Таким образом, авторский способ кодирования пространственной модели может быть интерпретирован в контексте натурфилософской идеи трансформизма, то есть идеи кругооборота, бесконечного перевоплощения витального и мортального, органического и неорганического, растительного и животного, тварного и божественного, природного и антропологического, бытового и бытийного, сакрального и профанического, что иллюстрирует закон всеединства субстанции и становится структурообразующей в авторском дискурсе К.Э. Циолковского. Интегрирование научного, философского и религиозного планов в трудах К.Э. Циолковского репрезентирует синкретический образ мышления автора, восходящее к архаическому, мифопоэтическому сознанию и основанному на «нерасчленённо-слитном восприятии» коррелирующихся понятий, подразумевающее «не смешение, а отсутствие различий» между ними. Таким образом, создаётся единая авторская концепция природного универсума, представляющая собой синтез различных мировоззренческих установок.

References

1. Tsiolkovsky K.E. Filosofiya Vselennoj [Philosophy of the Universe] / K.E. Tsiolkovsky. M.: Eksmo, 2018. P. 160.

2. Pozdnyakova E.M. Yazykovye sredstva realizacii semanticheskoj roli agensa v pozicii sub"ekta [Linguistic means of implementing the semantic role of the agent in the position of the subject] // Vestnik TGU. Seriya Gumanitarnye nauki. Vol. 1. 1997. Pp. 101.

3. Tsiolkovsky K.E. Gore i genij [Grief and Genius] / K.E. Tsiolkovsky. Obshchestvennaya organizaciya chelovechestva. Gore i genij. M.: MIL «Pamyat'», IPC RAU, 1992. P. 29.

4. Arutyunova N.D. Predlozhenie i ego smysl [The sentence and its meaning]. M. 1976. Pp. 167-177.

Login or Create
* Forgot password?