ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОЭКОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещается основное проблемное поле лингвоэкологии, дан краткий обзор лингвоэкологических идей и проблем, возникающих в языковом социуме в результате нарушения необходимого соотношения между исконными и приобретенными ресурсами языка, представлены результаты исследования устного спонтанного дискурса на предмет выявления в речи носителей русского языка существующих проблем экологии языка. В ходе исследования автором проанализировано 36 записей устного спонтанного дискурса общей продолжительностью 7,2 час., представляющих собой диалоги и полилоги, полученные от неформальных информантов-носителей русского языка – студентов, посетителей кафе, пассажиров общественного транспорта, участников теледискуссий, представленных в приблизительно равном процентном соотношении. Основные методы работы: метод слухового анализа, описательный метод (наблюдение, анализ, обобщение, классификация), статистический метод.

Ключевые слова:
лингвоэкология, экология языка, заимствования, устный спонтанный дискурс, русский язык, культура речи, чистота языка.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Огромное количество заимствований, пришедших в последние 30 лет в русский язык, дало мощный толчок в развитии новой лингвистической науки – лингвоэкологии или экологии языка. Лингвоэкология, зародившаяся в 70-е годы ХХ века (впервые этот термин употребил американский ученый Э. Хауген в своей работе «Экология языка»), в виду своей междисциплинарности и интегративности, изучает современное состояние национального языка, различные аспекты сохранения его чистоты в речи народа-носителя, степень вмешательства в национальный язык со стороны других языков и культур, рассматривает проблемы формирования и развития навыков речевой культуры.

Что касается трактования второго термина, под экологией языка понимается отдельное направление лингвистической науки, нацеленное на сохранение чистоты родного языка, его словесного богатства, языковой целостности и идентичности, изучающее отдельные факторы, негативно влияющие на развитие и использование языка, исследующее способы пополнения его лексического фонда и совершенствования практики речевого общения.

Мы не различаем эти два понятия, поскольку, по сути, они охватывают одно и то же, указывают на сходные объекты исследования, используют одни и те же методы, отмечают общие неблагоприятные факторы, влияющие на родную речь.

Исследователями в области лингвоэкологии (Н.С. Валгина, М.В. Горбаневский, В.В. Колесов, В.Г. Костомаров, Л.В. Савельева, З.К. Тарланов и др.) выделяются следующие основные проблемы, влияющие на сохранность и чистоту национального языка: заимствования, лексические новообразования, жаргонизация, присутствие в речи слов-паразитов, вульгаризмов, канцеляризмов, профессионализмов, табуированной лексики и обсценизмов, диалектизмов и т.д. Большинство исследователей считает иноязычные заимствования основной проблемой русского языка (Л.М. Баш, И.Б. Голуб, Е.М. Маринова и др.).

По большому счету освоенные и неосвоенные заимствования, интернационализмы, экзотизмы и прочие иноязычные слова не только засоряют великий русский язык, но зачастую, сопровождая новые процессы и понятия, вносят путаницу в сознание носителей русского языка, принося психологический дискомфорт и осознание некоторой неполноценности.

Тем не менее, причин для возникновения заимствований в русском языке немало. Большинство из них вполне объективны. В первую очередь, это новые международные контакты (слова офис, рейтинг и др.), значительный рост общественных отношений (брифинг, импичмент и т.д.), широкое распространение иностранных товаров (триммер, консиллер, лифтинг и т.п.), появление новых технологий (сайт, баннер, браузер, молдинг и др.), идеологических и общественных понятий (промоутер, супервайзер и проч.), отражающих современные реалии государства и общества.

До 15 % заимствований, в частности, из английского языка, произошло в связи с отсутствием соответствующего эквивалента в русском языке (например, дайджест, спичрайтер, спрей и т.п.) [2, с.33].

В настоящее время огромное количество заимствований сопряжено с современными информационно-коммуникационными технологиями, в основном это заимствования из английского языка, что вполне понятно в связи с преобладанием именно английского языка в IT сфере и бесспорной ролью английского языка как языка международного общения.

Заимствования, их этимология, особенности словоупотребления, семантика и другие аспекты активно изучаются в различных научных отраслях.

Нельзя не отметить тот факт, что заимствования – это и несомненное богатство русского языка, впитавшего новые слова на протяжении длительной истории русской культуры.

Невозможно безболезненно извлечь из употребления привычные слуху такие слова, как аннотация, корпус, вектор, конспект и другие заимствования из латинского языка; кофе, магазин, кефир и др. из арабского; автострада, банк, фортепьяно и др. из итальянского; аншлаг, картофель, лагерь и др. из немецкого; пиджак, брюки, зонтик и проч. из нидерландского; бижутерия, бокал, гарнир и др. из французского; митинг, чемпион, фитнес и др. из английского и т.д.

Заимствования играют и положительную роль в жизни нашего общества, т.к. помогают познать историю культуры русского языка и его народа-носителя, способствуют межкультурной коммуникации и взаимодействию, отражают результаты экономических, политических и культурных контактов.

Нашей исследовательской задачей было выявить наличие проблем экологии русского языка в устной речи. В ходе проведенного исследования были проанализированы записи устного спонтанного дискурса (всего 36 записей общей продолжительностью 7,2 час.; средняя продолжительность записи 12 мин.; среднее количество слов в записи варьировалось от 830 (у посетителей кафе) до 1680 (у участников теледискуссий) – в среднем 69-140 слов в минуту), представляющие собой диалоги и полилоги одного из трех функционально-смысловых типов речи: описание (19% исследуемого материала), повествование (17% материала), рассуждение (64% материала), полученные от неформальных информантов-носителей русского языка (студенты, посетители кафе, пассажиры общественного транспорта, участники теледискуссий). Всего было проведено по 8 записей у каждой группы неформальных информантов. С целью обеспечения достоверности полученных результатов статус неформальных информантов представлен в приблизительно равном процентном соотношении.

Среднее количество слов в записи в соответствии со статусом неформальных информантов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Количество слов в речи информантов (в среднем)

Количество слов

Статус неформальных информантов

студенты

посетители кафе

пассажиры общественного транспорта

участники теледискуссий

Всего слов в записи

1220

830

1039

1680

Среднее количество слов в минуту

101

69

86

140

Слова, относящиеся к сфере экологии языка, % от общего количества слов в записи

29

11

9

17

 

Анализ расшифровки записей позволил выделить в речи информантов следующие проблемы, связанные с экологией языка:

- слова-паразиты;

- заимствования;

- ненормативная табуированная лексика;

- сленгизмы, жаргонизмы, профессионализмы;

- диалектизмы и регионализмы.

Количественные результаты анализа расшифровки записей в соответствии со статусом неформальных информантов приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Представленность лингвоэкологических проблем в речи информантов

Лингвоэкологическая проблема

Статус неформальных информантов

студенты

посетители кафе

пассажиры общественного транспорта

участники теледискуссий

слова-паразиты, %

26

21

19

38

заимствования, %

10

27

23

43

ненормативная табуированная лексика, %

23

19

17

2

сленгизмы, жаргонизмы, профессионализмы, %

39

25

37

14

диалектизмы и регионализмы, %

2

8

4

3

 

Анализ результатов показал, что основной проблемой экологии русского языка, выявленной в устном спонтанном дискурсе, являются иноязычные заимствования (представлены в речи всех категорий информантов, за исключением студентов в количестве более 25% от общего количества слов в записи). Не менее значимой проблемой в речи носителей русского языка является присутствие слов-паразитов и сленга, жаргонизмов и профессионализмов (20 и более % от общего количества слов в записи). Количество слов, относящихся к ненормативной лексике, варьируется от 23% от общего количества слов в речи студентов до 2% в речи участников теледискуссий. Достаточно неожиданным явились результаты относительно присутствия в речи информантов диалектизмов и регионализмов – их количество в речи составило менее 10% от общего количества слов в записи.

Таким образом, наметились перспективы дальнейших исследований в заявленной области, целью которых будет определение подходов к решению обозначенных проблем экологии языка и выявление закономерностей проникновения в речь новых элементов, нарушающих чистоту русского языка.

Список литературы

1. Баш Л.М. Дифференциация термина «заимствование»: хронологический и этимологический аспекты // Вестник МУ. – Сер. 9. Филология. – 1989. – №4. – С. 22-34.

2. Брейтер М.А. Англицизмы в русском языке: история и перспективы: Пособие для иностранных студентов-русистов. – Владивосток: «Диалог – МГУ», 1997. – 156 с.

3. Миловатский В.С. Об экологии слова. – Москва, 2004. – 63 с.

4. Петровская Л.Ю. Проблема культуры речи в современном обществе [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 23.01.2024).

5. Самсонова Л.М. Засорение русского языка // Наука и образование. – 2006. – №3. – С. 109-113.

6. Семчук Е.В. Лингвоэкология как междисциплинарная наука // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 1233-1235. – [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/63/9073/ (дата обращения: 28.01.2024).

7. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI века: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славянским языкам. – 2001. – № 6. – С. 177-202.

Войти или Создать
* Забыли пароль?